Новости
/ Университеты должны создавать гибкую среду, сочетающую интересы государства и каждого обучающегося © РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/perekhod-ot-produktotsentrichnosti-k-chelovekotsentrichnosti-nablyudaetsya-vo-vsekh-sferakh-proizvod/

Университеты должны создавать гибкую среду, сочетающую интересы государства и каждого обучающегося © РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/perekhod-ot-produktotsentrichnosti-k-chelovekotsentrichnosti-nablyudaetsya-vo-vsekh-sferakh-proizvod/

14
января
2022
Университеты должны создавать гибкую среду, сочетающую интересы государства и каждого обучающегося  © РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/perekhod-ot-produktotsentrichnosti-k-chelovekotsentrichnosti-nablyudaetsya-vo-vsekh-sferakh-proizvod/

Переход от продуктоцентричности к человекоцентричности наблюдается во всех сферах производства и общественной жизни. Этот тренд находит отражение в индивидуализации образования и превращении его в непрерывный процесс, охватывающий все этапы профессиональной жизни человека. В рамках сессии Гайдаровского форума-2022 «Профессиональное образование XXI века: приоритеты и вызовы» эксперты обсудили как сочетать человекоцентричность профессионального образования с возможностью удовлетворять конкретные потребности экономики в кадрах и какие новые вызовы стоят перед нынешними абитуриентами. 

В обсуждении приняли участие ректор РАНХиГС Владимир Мау, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, а также управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. 

Как отметил ректор РАНХиГС, в XXI веке в образовательной сфере произошли значительные изменения. «Ключевой тренд в развитии профессионального образования, как и других отраслей человеческого капитала ― это переход от продуктоцентричности к человекоцентричности. Процесс образования должен быть сосредоточен на живом человеке, а не на выполнении определенной функции ― так же, как в здравоохранении лечить необходимо конкретного человека, а не абстрактную болезнь. Эффективность обучения всегда зависит от качеств конкретного человека, его мотивации и интересов, которые определенным образом сложились к настоящему моменту, но могут меняться на протяжении жизни, и это необходимо учитывать», - сказал Владимир Мау.

В свою очередь Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что исторически выбор учебного заведения, образовательной программы и профессора — это выбор конкретного студента. «Тренд человекоцентричности есть, но я бы обозначил несколько развилок. Первая смысловая, поскольку образование — это что-то большее, это про формирование личностных качеств, но вместе с тем современная экономика требует профессионального ядра. Вторая — технологическая: если мы говорим, что каждый студент имеет свою траекторию, то диспетчеризировать этот процесс старыми методами трудно. Третья — психологическая, индивидуальная траектория требует умения выбирать, уверенности и целей. В этих трёх развилках лежит сложность персонализации образовательного процесса и того, что общество ждёт от образования», — пояснил замминистра. 

По мнению Александра Ларьяновского, образование столкнулось с ситуацией, когда запрос на самореализацию у людей стал массовым впервые за всю историю человечества, но отвечать на него еще никто не научился. «Человек приходит за тем, чтобы его кто-то понял, и он смог самореализоваться. Главная проблема — всё образование умеет работать только с мотивированной аудиторией, которых всего несколько процентов. То есть мы не умеем работать с 95% аудиторией взрослых, которые «забили» на свое желание учиться», — считает управляющий партнер Skyeng.

По мнению ректора РАНХиГС, чтобы изменить подход к образованию у взрослых, следует по-разному мотивировать сам процесс, но задался вопросом, как сделать массовое образование индивидуальным. Александр Ларьяновский считает, что решение заключается в ролевой модели общества. «Удалёнка создала возможность оставаться там, где ты живёшь, но работать по-прежнему. По всей стране, во всех регионах начнут появляться ролевые модели людей, которым образование помогло больше зарабатывать. Чем больше таких примеров, тем больше мотивации будет у других», - пояснил эксперт. 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что частное и государственное образование не конкурируют между собой и могли бы сотрудничать для улучшения все образовательной системы в дальнейшем. «Пространство высшего образования разнообразное, теоретически абитуриент имеет большой выбор в государственной системы образования, но можно представить кооперацию, где государственные вузу будут выступать партнёрами программ частных образовательных учреждений», — сказал Дмитрий Афанасьев. 

Резюмируя дискуссию, замминистра науки и высшего образования РФ заявил, что задача университета состоит в создании среды, где есть место не только для фундаментальных знаний, но и для выбора абитуриента. «Университет должен создать для студента условия выбора, сочетать жёсткое ядро и свободу выбора, что позволит соотнести интересы государства и каждого обучающегося», — пояснил он.

Гайдаровский форум проходит 13-14 января в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Организаторами форума являются РАНХиГС, Институт экономической политики имени Егора Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России. Форум проходит при поддержке правительств Российской Федерации.

Видеозапись сессии доступна по ссылке.



Дата:

<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приёмная директора
Телефон: +7 8172 52-92-87
E-mail: ags@volog.ranepa.ru

Приемная комиссия
160017, г. Вологда,
ул. Ленинградская, д. 71, 10 этаж, каб. 107
Телефон: +7 8172 52-91-46
+7 8172 52-92-67
E-mail: pk@volog.ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 8172 52-92-39
E-mail: ags@volog.ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления